Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 65

Злектродви-

тера

(floj—(53-1

Кнопка

стартера Выключатель двигателя

Рис. 10.13 Типичная иепь эпектродвигателя стартера

тона любом мотоцикла или автомобиле всегда можно найти подводящий провод стартера. Кроме того, контакты выключателя, управляю-щегоработойэлектродвигатепя.тоже должны быть очень мощные.

Если для этих целей использовались бы контакты обыкновенного выключателя, расположенного на руле, то они бы просто перегрелись и расплавились принажатии на кнопку стартера, В тоже время, если использовать выключатель с мощными контактами, то к нему надо подводить мощные провода, в результате чего электропроводка к выключателю оказалась бы громоздкой и неприглядной. Во избежание

этого управление двигателемосуществ ляется косвенно, при помощи электромагнитной катушки или соленоидного переключателя, кото-рыйобычно называют "реле". Следует обратить внимание, что в стартере с постоянным зацеплением применяется наиболее простой соленоид, поскольку он должен обеспечить только замыкание цепи, от него не требуется меха-ническиприводитьвдвижениешестерню стартера. Принцип действия у всех реле стартера один и тот же.

При нажатии на кнопку стартера к обмоткам релепоступаетпитание.Втягиваниеякоряреле вызывает небольшой ток, не перегружающий контакты кнопки. Этот якорь замыкает мощные контакты, через которые питание от батареи поступает к стартеру [см. рис, 10.13), Высокий ток, возникающий в цепи стартера, не требует предохранителей для защиты, поэтому толстый провод стартера присоединяется непосредственно к соответствующему полюсу батареи.

14 Система освещения

Каждый мотоцикл оснащается какой-нибудь системой освещения, которую можно подразделить согласно двум выполняемым ими функциям, а именно - освещения и сигнализации (предупреждения).

Функцию освещения обеспечивают фары, задние фонари и лампы подсветки приборов. Простейшая система сигнализации состоит из стоп-сигнала, указателей поворота, контрольных памп (давления или уровня в системе смазки, нейтрального положения коробки передач, иногда-зарядки).Контрольныепампы обычно объединяются вкомбинацию приборов. Более сложные системы могут содержать функцию аварийной сигнализации, индикатор низкого уровня топлива, индикатор температуры, системы сигнализации неисправности электронных устройств и так далее, В различных странах действуют различные

правила относительно работы приборов освещения, соответственно одна и та же модель мотоцикла, изготавливаемая для двух различных стран, будет оснащаться различными системами освещения (см. рис. 10.14 а-б). Лучшим примером могут послужить правила, регламентирующие работу приборов освещения в США, где переключатель освещения отсутствует как таковой, Приборы освещения включаются автоматически при включении зажигания, и его невозможно выключить отдельно от зажигания. Получается, что освещение оказывается включенным постоянно, Кроме того, передние указатели поворота часто используются в качестве габаритных огней за счет применения двухнитевых памп. При передвижении горит малая нить лампы, а при включении указателей поворота начинает мигать более мощная нить лампы.

15 Лампы накаливания -

с вольфрамовой нитью

Свечение лампы достигается за счет протекания электрического тока по очень тонкому проводнику, который обычно изготавливается из вольфрама и называется нитью. Сопротивление вызывает нагрев нити, в результате чего она раскаляется добела и начинает выделять свет.

Для того, чтобы заполнить небольшое пространство лампы нитью максимальной длины, нить навивается в плотную спираль, что также усиливает эффект нагрева этого пространства. Если осуществлять нагрев нити на воздухе, то это неизменно вызовет ее перегорание и обрыв. Эта проблема связана присутствием кислорода, обычно ее избегают, помещая нить в герметичную стеклянную "копбу", заполненную инертным газом при низком давлении, Если дополнить все это патуннымцоколем,ккоторомуприсоединнются

Lo

/ Пампа габаритных огней

Задний фонарь

Г

3D

Контрольная лампа дальнего свата фары

Пампа подсветки спидометра

Пампа

подсветки . , тахометра V.

Кнопка светового сигнала

Переключатель света фвры

Предохранитель

Предохранитель ЗОА

Выключатель зажигания

Предохранитель

PFF

-О •

■О ON

Выключатель освещения

Irr

Рис. 10.14а Типичная иепь питания приборов освещения мотоциклов, предназначенных для рынков Европы и Великобритании


Пампы габаритного свете, работающие при включении двигателя

Задний фонарь

Контрольная лампа дальнего света фары

3D

Пампа подсветки N спидометра

Пампа подсветки тахометра (\

Предохранитель

Переключатель света фары

предохранитель

-0=3)-

о-

\

Предохранитель ЗОА

—сез>

Выключатель зажигания

Выпрямитель тока / регул»-1 тор напряжения

Батарея

Рис. 10.146 Типичная иепь питания приборов освещения мотоциклов, предназначенных для рынков США и Канады

концы нити, то в итоге получится лампа. Лампы фары обычно крепятся в задней части отражателя фары при помощи металлических усиков, вводимых в соответствующие прорези. Обычно пампы различаются между собой, тем самым обеспечивается правильность установки лампы (см. рис. 10.15а]. Прочие пампы крепятся за счет введения выступов на лампе в пазы патрона (байонетного типа), при этом на пампу слегка нажимают и поворачивают в патроне. У ламп беэцокольного типа выводные контакты просто вставляются в соответствующие отверстия в патроне, У двухнитевых ламп, подобных тем, что применяются в задних □фонарях и выполняют функции стоп-сигнала и габаритных огней, выступы на пампа имеют некоторое смешение, обеспечивающее правильность ихустановки в патроне. Следующим

Рис. 10.15а Лампы накаливания

А Гапогенная лампа фары

Б Пампа фары с вольфрамовой нитью

В Пампа указателей поворота, стоп-сигнала

и заднего фонаря Г Пампа приборной панели (байонетного типа) Д Пампа приборной панели (безиокольного

типа)

этапом развития крепления ламп стало штепсельное соединение, при этом пампа просто вставляется в разъем проводки мотоцикла. Мощность(вВаттах),и,следоватепьно,яркость пампы определяется толщиной и числом витков нити, это позволяет выпускать пампы различных типов, предназначенные для всевозможных целей. Некоторые лампы являются многофункциональными, например, пампа стоп-сигнала и габаритных огней имеет две отдельных нити различной мощности. То же самое относится и к лампе фары, но в этом случае вторая нить играет особую роль.

За счет строгого расположения нитей в пампе фары при включении дальнего света отражатель обеспечивает его фокусировку в узкий луч. Затем рифленая структура стекла, расположенного в передней части фары, направляет этот луч для освещения дороги перед транспортным средством, При включении ближнего света главная нить выключается, и загорается вторая нить. Она размещена так, чтобы свет отклонялся вниз к обочине для предотвращения ослепления водителей встречных транспортных средств [см. рис. 10.156).

внимание: свет отклоняется всей поверхностью \ отражателя

Рис. 10.156 Сравнение ламп, предназначенных для использования в фарах

А Пампа со смещенной нитью ближнего света Б Пампа с экранированной нитью ближнего света


Рис. 10.16 Устройство галогенной лампы из кварцевого стекле

16 Галогенные лампы из кварцевого стекла

Традиционные лампы с вольфрамовой нитью имеют ограничения, препятствующие ихработе при температурах, превышающих некоторую рабочую температуру. Это определяется тем, что материал нити испаряется и оседает на относите льнопрохладной стеклянной "копбе", снижая яркость лампы. Если температура нити значительно превысит свой нормальный уровень, этот процесс ускоряется; колба становится все более темной, вызывая дальнейший негреэ до техпор, пока нить не расплавится и не перегорит. В крайних случаях нить может испаряться очень быстро, образуя на внутренней поверхности колбы серебристое металлическое напыление. Такое повреждение лампы часто встречается в простых системах освещения, где выход из строя одной лампы вызывает перегрузку остальных приборов освещения, обычно это происходит при высоких частотах вращения двигателя. Так что если вам попадется пампа с внутренней поверхностью серебристого цвета, вы будете знать, что она вышла из строя из-за внезапной перегрузки, а не из-за разрыва нити отвибрации.

Можно предотвратить испарение нити, если герметичную колбу пампы заполнить газом из группы галогенидов. например, йодом. В этом случае испаряющийся вольфрам, соединяясь с этим газом, образует галоидное сое динение

вольфрама. Затем этот состав возвращается на нить, вместо того чтобы оседать на колбе. По мере того, как он достигает нити, он распадается, и процесс повторяется снова. Процесс требует поддержания опредепанной температуры внутри колбы, по этой причине объем колбы меньше, и она выполнена из термостойкого кварцевого стекла. В результате рабочая температура лампы оказывается намного выше, а следовательно, она и намного ярче традиционной лампы с вольфрамовой нитью.

Так называемые галогенные лампы из кварцевого стекла при одной и той же электрической мощности с традиционными лампами обеспечивают более яркий и белый свет, но они намного чувствительнее к изменениям температуры [см. рис. 10.16). Срок службы лампы существенно уменьшается, особенно при снижении рабочей температуры относительно оптимальной, так что падение напряжения в связи с коррозией электропроводки и разъемов может служить причиной серьезных проблем.

Другой момент, который следует особо отметить - склонность кварцевой колбы к повреждению под воздействием кислот, содержащихся в поте. Поэтому колбу можно брать только при помощи чистой ткани или ветоши. Если все же до колбы дотронулись, перед включением следует тщательно очистить лампу при помощи спирта.

17 Неразборный элемент фары

Некоторые старые модели, особенно те, что поступали на рынок США, оснащались нераэ-борными элементами фары. В фарак такого типа отражатель, рассеиватель и пампа представляют собой единую деталь с неразборным корпусом [см. рис. 10.17). Если используется стандартная лампа с вольфрамовой нитью, колба у лампы отсутствует, а весь элемент заполняется инертным газом при низкам давлении. Если же используется галогенная лампа, то для поддержания температуры нити накаливания на заданном уровне сохраняется отдельнаякварцеваяколба. Неразборные элементы фар обладают множеством преимуществ, главные из них заключаются в невозможности возникновения коррозии отражателя или нэсоосности нитей лампы. Главный недостаток состоит в том, что в случае выхода из строя лампы требуется замена всего элемента в сборе, а это гораздо дороже, чем замена одной лампы. В




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]