Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 1

Рис.1

Теперь что касается приборов и рычагов, расположенных на руле (на примере мотоцикла типа спортбайк).

С левой стороны находится рычаг сцепления (рис.1, позиция 1). Сцепление можно выжимать как двумя, тремя, так и четырьмя пальцами. Далее: поз.2 - спидометр (на современный байках спидометры обычно цифровые в виде небольшого жидкокресталического дисплея); поз.3 - тахометр (кол-во оборотов в минуту); поз.4 - замок зажигания (Рис1.1) может иметь несколькоРис1.1

положений: "ON" (пол.1); "OFF" (пол.2); запертый руль с габаритными огнями или запертый руль без габаритов (пол.3 - обычно ключь надо утопить в замке зажигания и потом только можно повернуть для этих 2х позиций ); поз.5 - датчик температуры (на некоторых мотоциклах -датчик топлива); поз.6 - резервуар с тормозной жидкостью для переднего тормоза; поз.7 - кнопка экстренного выключения зажигания; поз.8 -рычаг переднего тормоза; поз.9 - ручка газа; поз.10 - кнопка стартера; поз.11 - кнопка звукового сигнала, включения/выключения фар и габаритных огней; поз.12 - болты настройки передней подвески (ниппеля подкачки передней вилки ) (категорически не рекомендуется трогать их самому); поз.13 - кнопка моргания фарой (на рисунке ее не видно, так как она расположена с другой стороны пульта); поз.14 - рычаг обогатителя («подсос») (на инжекторных мотоциклах его нет): необходим для холодного пуска двигателя (т.е. когда у мотоцикла холодный двигатель) - смело тянем его на себя, заводим и ждем пока температура достигнет половины шкалы, потом его убираем от себя и едем; поз.15 -переключатель ближний/дальний свет; поз.16 - переключатель поворотов - для того чтобы выключить поворот просто достаточно утопить его вглубь; поз.17 - окошко уровня тормозной жидкости (на большинстве моделей стоит пластиковый бачок); иногда сцепление тоже бывает гидравлическим - тогда бачок будет и с левой стороны тоже; поз.18 - индикатор давления масла в двигателе - на холодном мотоцикле всегда горит, но должен погаснуть через несколько секунд после того, как заведен двигатель; поз.19 -индикатор нейтрали; поз.20 - индикатор поворота; поз.21 - индикатор фары; поз.22 - рычаг включения/выключения фар и габаритных огней.


Данный пример рассмотрен на базе мотоцикла HONDA и в других марках и моделях могут быть различия. Но основное что надо помнить - расположение рычагов сцепления, переднего тормоза и ручки газа - на всех современных байках одинаково!!! И не перепутайте сцепление с тормозом!!! ©

Заднее колесо приводится в движение (в большинстве случаев) при помощи цепи. Так же имеются мотоциклы с карданным и ременным приводами. Коробка передач может быть 4-х, 5-ти и 6-ти ступенчатой с неитралкой, расположенной между 1-й и 2-й скоростями. Некоторые спортивные мотоциклы так же имеют неитралку между 5-й и 6-й скоростями. Рычаг переключения скоростей расположен с левой стороны мотоцикла (рис.2), а с правой стороны находится педаль заднего тормоза (рис.3)

Кстати ... тормоза на байках очень чувствительные и поэтому нажимать на рычаг переднего тормоза рекомендуется двумя (указательным и средним) пальцами - так легче дозировать усилие. Чувствительность переднего тормоза можно настраивать при помощи регулировочного болта, расположенного рядом с рычагом.

Система охлаждения двигателя на байках может быть воздушной, водяной или воздушно-масляной. При водяном охлаждении в систему заливается антифриз. Необходим антифриз именитого производителя как то Кастрол, Мобил, Мотюль, Агип (ни в коем разе не тосол А40). Антифриз должен быть на базе этиленгликоля (таковы требование производителей) на упаковке должно быть отмечено, что антифриз совместим с алюминиевыми блоками двигателей (желательно чтобы имел допуск G11). Антифриз разбавляется дистилированой водой в соотношении 50/50 процентов - эта пропорция рекомендована производителями как оптимальная по коррозионной защите и теплоемкости антифриза. Лить концентрированный антифриз нельзя по причине его большой вязкости и малой теплоемкости. При нехватке антифриза уровень можно долить дистилированой водой (не более 10% от общего объема системы), либо смесью антифриза и дистилированной воды (только в случае если точно известен тип залитого антифриза, так как доливка несовместимого по базе антифриза может привести к сворачиванию антифриза и образованию хлопьев).

При воздушно-маслянном охлаждении масло пропускается через дополнительный радиатор. Двигателя мотоциклов подразделяются на 2-х тактные и 4-х тактные:

Двухтактники (некоторые модели кросачей, эндуро либо спортбайков кубатурой 250 и менее) требуют добавления масла в бензин (либо если оборудованы раздельной системой смазки, то в специальный бачок), а также периодической смены масла в коробке передач (не путайте - масло для двигателя двухтактника и масло его коробки передач РАЗНОЕ). Следите за уровнем масла (если у вас раздельная система смазки), либо доливайте его в бензобак перед заправкой (если раздельной системы смазки нет, обычно в таких случаях пропорция от 1/25 до 1/50 в зависимости от модели мотоцикла) и меняйте коробочное масло не реже раза в 5 000 км или 1 раз в сезон (если пробег был меньше 5 000 км).

Рис.2

Рис.3


Четырехтактники (это 95% парка японских мотоциклов) обладают двигателями схожими с автомобильными, с той разницей, что коробка передач объединена с двигателем и в ней тоже масло, что и в двигателе. Следите за уровнем масла, вовремя его подливайте (в случаи угара) и меняйте вместе с фильтром не реже 7000 км или 1 раз в сезон (если пробег был меньше 7000 км). Моторное масло для четырехтактных двигателей должно быть не ниже API SE и не выше API SG (для редких новых моделей до API SJ) - масла более высоких классов лить крайне не рекомендуется, так как они содержат сильные

антифрикционные добавки, которые оседают на дисках сцепления и ведут к его пробуксовке и замене. Также масло должно соответствовать спецификации JASO MA (японская организация автомобильных стандартов) - допуск масла для 4-х тактных двигателей с погруженным в масло сцеплением. Адаптированность коэффициента трения к определенным механическим условиям предотвращает скольжение и повреждение дисков сцепления.

Иногда выхлопная труба расположена не далеко от ног пассажира, что может привести к ожогам, если пассажир в шортах или бикини ©. Так что шорты и купальники нужно вычеркнуть из списка одежды для мотоцикла - как для пассажира так и для водителя. В какой одежде ездить будет описано в Главе 4 «Защита и её разновидности». Но всё равно, помните, что выхлопная труба может быть очень горячей.

Ну вот пожалуй и все основные сведенья о мотике, которые надо знать начинающему байкеру (или по дружески - «чайнику» ©).




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26]